Берлиоз. Симфония № 3 "Аб пр № 6"

Берлиоз. Симфония № 3 "Аб пр № 6"

2-й концерт Шестого абонемента «Памятные даты»

Гектор Берлиоз – к 210-летию со дня рождения

Увертюра «Римский карнавал», Три эпизода из «Осуждения Фауста»

Симфония № 3 «Гарольд в Италии» для альта и оркестра

2-й концерт Шестого абонемента «Памятные даты»

К 210-летию со дня рождения Гектора Берлиоза

БЕРЛИОЗ

Увертюра «Римский карнавал», соч. 9

Три симфонических эпизода из драматической легенды «Осуждение Фауста», соч. 24

Симфония № 3 «Гарольд в Италии» для альта и оркестра, соч. 16

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга

Солист – Андрей ДОГАДИН

Дирижер – Ану ТАЛИ (Эстония)

Гектор Берлиоз (1803 – 1869) принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX века. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз – композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 года.

Фантастическая симфония Берлиоза открыла новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Симфонии Берлиоза, насыщенные театральностью, выливались в небывалые формы. Инструменты заменяли человеческие голоса, персонифицировались, превращались в героев, и одновременно в симфонию вводилось слово, в исполнении участвовали певцы, хор, части назывались сценами, число их разрасталось – симфония становилась театром.

Потрясением на всю жизнь для Берлиоза стало его знакомство с «Фаустом» Гёте и творчеством Шекспира. Сочинения этих авторов сопровождали композитора всю его творческую жизнь. Как и другие романтики, Берлиоз страстно увлекался революционными идеями: обработал «Марсельезу», посвятил героям Июльской революции монументальные композиции – Реквием и Траурно-триумфальную симфонию. И в то же время с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков. Берлиоз пропагандировал творчество Бетховена как дирижер и критик и вместе с Листом дал благотворительный концерт в фонд памятника Бетховену в его родном Бонне.

Берлиоз во всех сферах музыкальной деятельности с молодых лет находился в конфликте с окружающим миром. Его дерзкое новаторство встречало насмешки и непонимание, несмотря на поддержку передовых музыкантов. Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя на родине. Лишь после смерти, в 1870-е годы, Берлиоза провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу – выдающемуся русскому критику В.В. Стасову.

Берлиоз, зачинатель романтической программной симфонии, не раз обращался и к жанру программной увертюры. В 1834 году он предложил дирекции парижского театра Grand Opera написать оперу о Бенвенуто Челлини. Образ этого знаменитого итальянского скульптора и ювелира, прожившего бурную авантюрную жизнь, увлек романтиков. Берлиоз называл Челлини «гениальным бандитом» и вдохновлялся, помимо его мемуаров, собственными впечатлениями об Италии, где провел больше года.

Сюжет оперы «Бенвенуто Челлини» связан с отливкой знаменитой статуи Персея, заказанной скульптору Римским Папой. Но на первый план выдвигается любовная история. Челлини оказывается соперником папского скульптора, за которого просватана любимая им Тереза. Премьера оперы 10 сентября 1838 года в Grand Opera ознаменовалась, по выражению Берлиоза, блистательным провалом: спектакль выдержал лишь 4 представления. А в начале 1844 года композитор написал новую увертюру, также основанную на темах оперы, но более яркую, увлекательную, блестяще оркестрованную, – лучшую из всех, им созданных. Он назвал ее «Римский карнавал» и посвятил князю Фридриху Вильгельму Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Впервые «Римский карнавал» был исполнен в концерте под управлением автора в Париже 3 февраля 1844 года и имел большой успех.




@

Показать полное описание Свернуть описание
Классические балеты
21 Авг.—31 Окт. 
Разные места проведения
500 - 15 000 Р.
Yanix
10 Нояб.сб 20:00
AURORA CONCERT HALL
900 - 1 700 Р.
Jah Khalib
09 Дек.вс 20:00
Ледовый Дворец
1 500 - 2 800 Р.
Uriah Heep
10 Дек.пн 20:00
ДК им. Ленсовета
2 000 - 10 000 Р.
Гамлет.
04 Сент.—26 Окт. 
Театр им. Ленсовета
600 - 7 000 Р.
Наверх