Рахманинов. Всенощное бдение "АБ ПР №3"

Рахманинов. Всенощное бдение "АБ ПР №3"

3-й концерт Третьего абонемента «Из истории хоровой музыки»

РАХМАНИНОВ Венощное бдение, соч. 37

Певческая капелла Санкт-Петербурга

Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

С началом Первой мировой войны все планы Рахманинова, уже европейски признанного композитора, находящегося в расцвете таланта, изменились. Прекратились зарубежные гастроли, резко сократились и поездки по стране. Сочиняет Рахманинов также мало. События, происходящие в мире, тревога за судьбу России побуждают его обратиться к корням русской музыкальной культуры – древней церковной музыке, знаменному пению. Вдохновленный самой глубокой и поэтичной частью Нового Завета, Рахманинов создает вокальную композицию «Из Евангелия от Иоанна», а затем обращается к церковному обиходу. В конце первого года войны, не без влияния композитора и дирижера Александра Кастальского и директора Синодального училища Степана Смоленского, читавшего в Московской консерватории курс истории русской церковной музыки, Рахманинов пишет Всенощное бдение, ор. 37, завершенное им в начале 1915 года.

В период работы над этим сочинением Смоленский скончался, и законченную партитуру Рахманинов посвятил его памяти. В основу «Всенощной» Рахманиновым положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах, – знаменный, греческий, киевский. Но работа композитора отнюдь не ограничивалась их гармонизацией. Ориентируясь на стиль старинного знаменного пения, Рахманинов создал свои собственные оригинальные темы. При этом его музыка не несет черт стилизаторства, музейной «засушенности» или искусственности. Она живет, дышит как глубоко современное произведение. В этом сказались особенности творческой личности Рахманинова, всегда тяготевшего к древнерусским напевам, использовавшего их интонации в сочинениях самых разных жанров от фортепианных миниатюр до симфонических полотен.

Всенощное бдение – двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2–6) и утрени (№7–15), предваряемых прологом. В основе песнопений – подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами. Использование хора богато и разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий спокойный эпический тон сочетается с богатством красок – лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов. В финале грандиозного цикла слышатся отзвуки Второй и Третьей симфоний, а также Третьего концерта для фортепиано с оркестром.

Первое исполнение Всенощного бдения состоялось 10 (23) марта 1915 г. в Москве Синодальным хором под управлением Николая Данилина. Впечатление было колоссальным. Известный критик Флорестан (Владимир Держановский) писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта».

В последующие месяцы произведение несколько раз повторялось с неизменным успехом. Несмотря на необыкновенный успех премьеры, дальнейшая судьба Всенощного бдения сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и оставалось, в основном, на концертной эстраде. После Октябрьской революции 1917 года в России Всенощное бдение Рахманинова было надолго запрещено. В 1982 году хор Ленинградской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки под управлением Владислава Чернушенко возобновил концертную жизнь «Всенощной» в нашей стране после 54-летнего перерыва.


Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Историческое шоу "Тайны Петербурга"
01 Авг.—31 Авг.
Пространство "Тайны Петербурга"
250 - 2000
-25%
Иисус Христос - суперзвезда
19 Авг.сб 19:00
ДК им. Горького
700 - 2500
ЖЕНИХИ
20 Авг.вс 19:00
ДК им. Горького
800 - 3500
Фестиваль "Части Света"
09 Сент.сб 15:00
Юсуповский сад
1300
Наверх