Прокофьев "Иван Грозный"

Прокофьев "Иван Грозный"

4-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»
Концертная симфония Данци и оратория «Иван Грозный» Прокофьева

ДАНЦИ

Symphonie Concertante си-бемоль мажор для кларнета, флейты и оркестра, соч. 41

Солисты: Дарко БРЛЕК (кларнет), Илья ДИНОВ (флейта)

ПРОКОФЬЕВ

«Иван Грозный», оратория для чтеца, солистов, хора и оркестра. Редакция А. Стасевича (1961)

Чтец – Николай МАРТОН
Солисты: Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано), Сергей КОСТЕВИЧ (бас)
Хор и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Франц Данци (1763-1826) – немецкий композитор, виолончелист и дирижер итальянского происхождения. Родился в городе Шветцинген, вырос в Мангейме. Музыке учился у своего отца, выдающегося виолончелиста Инноченцо Данци. Жизнь и карьера Франца Данци совпала с переходом европейской музыки от классицизма к романтизму. В 1783 г., после ухода на пенсию отца, Данци занял место виолончелиста Мюнхенской капеллы, а с 1798 г. служил там же ассистентом капельмейстера. В 1807-12 гг. был директором консерватории и придворным капельмейстером в Штутгарте, затем – придворным капельмейстером в Карлсруэ. Работал в Маннгейме, Мюнхене, в 1812-1824 гг. руководил Баденской придворной капеллой.

Данци вместе с женой-певицей и ее оперной труппой с успехом выступал в Лейпциге, Праге, Венеции, Флоренции. В молодости Данци лично знал Моцарта, которого очень почитал. Был другом и наставником юного Карла Марии фон Вебера и оказал плодотворное влияние на его оперное творчество.

Франц Данци сочинял оперы, церковную, хоровую и камерную музыку, но в настоящее время известен прежде всего сочинениями для духовых инструментов (квинтетами, фаготовыми и флейтовыми концертами), которые исполняются и записываются крупнейшими европейскими исполнителями.

* * *

«Иван Грозный» – одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Создание этой музыки началось в 1942 году, но еще в 1941 году Эйзенштейн посвятил Прокофьева в свои замыслы, связанные с будущим фильмом. Съемки началась в 1942 году, в сложных условиях эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату.

Многолетнее содружество композитора и кинорежиссера оказалось исключительно плодотворным. Прокофьев писал об Эйзенштейне: «Его уважение к музыке было так велико, что в иных случаях он готов был "подтянуть" пленку с изображением вперед или назад, лишь бы не нарушить целостности музыкального отрывка».

Живя в Нальчике, а затем в Тбилиси, Прокофьев писал одновременно с «Иваном Грозным» оперу «Война и мир». Обе партитуры рождались на волне огромного патриотического подъема, которым была охвачена вся страна. Впоследствии тему вокализа «Степь татарская» из музыки к «Ивану Грозному» Прокофьев положил в основу арии Кутузова из «Войны и мира». В фильме музыка Прокофьева звучит под управлением дирижера и композитора Абрама Стасевича.

Первая серия «Ивана Грозного» удостоена Сталинской премии (1946). Она была вручена Сергею Эйзенштейну, Сергею Прокофьеву, актерам Николаю Черкасову и Серафиме Бирман, операторам Андрею Москвину и Эдуарду Тиссэ. Однако трехсерийная киноэпопея о жизни Ивана Грозного так и не была закончена. После запрета второй серии постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года работа над фильмом была прекращена. Третья серия сохранилась только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Киномузыка Прокофьева вышла далеко за пределы чисто «прикладной». Она неоднократно использовалась композитором как материал для создания самостоятельных концертных произведений. Оратория «Иван Грозный» является произведением для чтеца, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил нам именно киномузыку – набор фрагментов, которые не объединены в одно целое. К тому же эпизоды, сочиненные Прокофьевым, перемежаются в фильме аранжировками и цитатами чужой музыки (прежде всего, литургической). Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич создал ораторию «Иван Грозный». Стасевич дополнил произведение партией чтеца, которая является своеобразным драматургическим стержнем, объединяющим множество разнохарактерных эпизодов оратории. Первое исполнение было приурочено к 70-летию со дня рождения Прокофьева.

К «Ивану Грозному» обращались выдающиеся дирижеры нашего времени. Были осуществлены несколько исполнительских редакций киномузыки Прокофьева. В частности, свою версию оратории создал Владимир Федосеев, он же осуществил полную запись оригинальной авторской партитуры. Композитор Михаил Чулаки создал на основе музыки Прокофьева одноименный балет на либретто Юрия Григоровича, поставленный в Большом театре в 1975 году и в Гранд-опера в 1976 году. Спектакль был экранизирован под названием «Грозный век» в 1978 году. Полная партитура оригинальной музыки к фильму была отредактирована Ириной Медведевой и Мариной Рахмановой и издана в 1997 году немецким издательством при участии Музея музыкальной культуры им. Глинки.

Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Маяковский
27 Мартср 19:00
ДК Выборгский
2 200 - 6 200 Р.
-30%
Сплин "Встречная полоса".
05 Апр.пт 20:00
КСК «СИБУР АРЕНА»
2 500 - 6 000 Р.
Балет Щелкунчик / Nutcracker
30 Мартсб 19:00
ДК им. Ленсовета
500 - 2 500 Р.
-30%
Фортепианное шоу Bel Suono
07 Апр.вс 19:00
БКЗ Октябрьский
3 500 - 5 000 Р.
Спектакль "Дон Жуан. Последняя ночь"
29 Март—09 Июнь 
Разные места проведения
500 - 2 500 Р.
-30%
концерт гр. "Пикник"
10 Апр.ср 20:00
Ледовый Дворец
1 600 - 3 800 Р.
Чулпан Хаматова - уроки музыки
28 Майвт 20:00
Театр Балтийский Дом
2 000 - 8 000 Р.
Концерт Бит-квартет СЕКРЕТ
23 Нояб.сб 20:30
СК Юбилейный
1 600 - 4 500 Р.
-30%
BEJART BALLET LAUSANNE (БАЛЕТ БЕЖАРА)
19 Апр.пт 20:00
М-1 Арена
4 500 - 152 000 Р.
-30%
Сергей Полунин. Шоу "SATORI"
13 Окт.вс 19:00
БКЗ Октябрьский
4 000 - 12 000 Р.
Наверх